Рекомендательные системы в электронной коммерции. Часть четвертая.
Критерии оценки эффективности рекомендательных систем и поиск точек роста.
Это завершающая статья теоретического цикла “все, что нужно знать о рекомендательных системах”. Вы уже знаете, что такое рекомендательные системы, для чего они нужны, как используются, какие алгоритмы существуют, как использовать их в рассылках и многое другое. Сегодня мы разберем, как оценивать эффективность рекомендательных систем.
Прежде, чем начать говорить непосредственно о критериях оценки, стоит упомянуть один момент: когда мы говорим непосредственно о продаже через рекомендации, мы имеем в виду покупки, совершенные после клика на рекомендации. Технически, в любом сервисе, это реализуется путем отправки java-скрипт события о клике на виджет. Использовать Utm-метки, в данном случае, нецелесообразно, так как источником трафика в этом случае для любой аналитической системы станут рекомендации, что, как вы сами понимаете - неверно.
По каким критериям мы будем оценивать работу системы? В зависимости от целей мы выбираем разные алгоритмы и места размещения. Значит, оценивать будем разные результаты.
Но в любом случае, результатом использования рекомендательных систем будут:
- Увеличение продаж
- Увеличение среднего чека
- Увеличение глубины просмотра сайта
- Увеличение средней длительности визита
Немного примеров:
- Увеличение продаж - наша главная цель, а значит, и главный показатель, за которым мы следим в первую очередь.
Смысл работы рекомендательных систем в том, чтобы предложить клиенту именно то, что ему нужно. Как следствие, заставить его совершить покупку в нашем магазине.
Если количество продаж не изменилось или даже снизилось, то явный признак того, что что-то пошло не так. Возможно, система настроена неправильно, и рекомендации не соответствуют потребностям клиента.
- Использование блоков рекомендаций на карточке товара или в корзине с алгоритмом Offer-upsale или Cross-sale приводят к увеличению среднего чека.
Таким образом по изменению суммы среднего чека мы можем делать выводы о том, насколько эффективно настроены выбранные нами алгоритмы и в каком направлении следует продолжать работу.
Если результат нам не нравится (ничего не поменялось, изменения незначительны или стало только хуже), то необходимо проанализировать, на каком этапе что-то пошло не так. Возможно, причиной стали неудачно выбранные места размещений блоков рекомендаций.
Кроме увеличения продаж, мы так же можем оценивать и другие точки роста интернет-магазина:
- Top-sale или buying now на главной или в категории дают увеличение глубины просмотра сайта.
Глубина просмотра сайта, это метрика которая показывает, насколько "глубоко" зашел клиент при посещении вашего сайта: сколько просмотрел страниц категорий, товаров. Чем больше клиент смотрит, тем выше вероятность, что он найдет нужный ему товар и в итоге - купит его.
Увеличение глубины просмотра сайта говорит о привлекательности вашего магазина, актуальности предложений. Если показатель невысок - необходимо заняться оптимизацией сайта.
- Увеличение времени визита становится результатом, в том числе, и персонализации 404 страницы.
Она не даст посетителю преждевременно покинуть сайт, а поисковые рекомендации помогут показать максимально релевантные товары к поисковому запросу, а значит покупатель найдет, то что ищет.
Время визита может показаться малозначимым показателем, который, к тому же, невозможно оценить в денежном эквиваленте. Но подумайте вот о чем: чем больше покупатель контактирует с вашими товарами, тем больше шансов у вас заинтересовать его вашим предложением, получить его контакты (тем самым превратив в лида) и совершить продажу. Так что и эти показатели в итоге отражаются на прибыли.
Говоря о точках роста, мы видим, что они вытекают из критериев эффективности работы рекомендательной системы. Проще говоря, тот пункт, в котором наблюдается застой или спад, заслуживает наибольшего внимания.
Это, как уже говорилось в начале, завершающий материал из теоретического цикла статей "всё, что надо знать о рекомендательных системах”. Конечно теория дает понимание работы того или иного сервиса, но на практике - это уже совсем другой уровень работы.
Наши специалисты не только предоставят вам грамотную консультацию по этому вопросу, но и возьмут на себя настройку рекомендательных систем вашего магазина. Если вы чувствуете, что вам необходима помощь, мы всегда готовы вам ее оказать!
В результате...
Благодаря персонализации и правильному использованию рекомендательных систем, вы сможете:
- Повысить глубину просмотра сайта
- Снизить показатель отказов
- Совершать допродажи
- Увеличить средний чек
Полезным бонусом будет то, что эффективность от внедрения вы заметите уже с первого дня запуска сервиса, а использование готовых решений персонализации сайта от LeadHit снимет с вас все задачи по интеграции.
P.S.
Следующий цикл статей раскроет тему поведенческих персонализированных виджетов.
По прежнему актуален небольшой тест, который поможет проанализировать насколько качественно используете персонализацию в вашем магазине.