Рекомендательные системы в электронной коммерции. Часть третья.

Индивидуальная настройка рекомендательных систем.

Мы с Вами успели поговорить о рекомендательных системах в целом, о том какие существуют алгоритмы, где их лучше применять, как использовать рекомендации в письмах. Мы уже много знаем о преимуществах и возможностях таких систем.Сегодня, продолжая тему, поговорим об индивидуальной настройке бизнес-правил для рекомендательных систем.

Что такое бизнес-правила и для чего они нужны?

Как и следует из названия, бизнес-правила это дополнительные индивидуально настроенные условия показа рекомендуемых товаров в соответствии с обладанием или отсутствием определенных признаков. То есть, в данном случае, нам открывается возможность непосредственно влиять на мнение рекомендательной системы для решения той или иной бизнес задачи.

Как и кто может использовать бизнес - правила?

Это возможность, в первую очередь, заинтересует магазины обладающие сложной товарной матрицей, а также любые магазины желающие формировать товарные предложения в соответствии с дополнительной бизнес-логикой. Это значит, что Вы можете “заставить” рекомендательную систему “думать” в пределах заданных категорий или товаров. При этом, сама рекомендательная система будет также активна и среди товаров выбранных в соответствии с заданными вами условиями выберет наиболее релевантные для конкретного покупателя.

Виды бизнес-правил

Существует три типа правил:

  1. Товар - товар
  2. Товар - категория
  3. Категория - категория

Принцип работы бизнес-правил

Результатом работы алгоритма товарных рекомендаций является матрица, в которой для каждого посетителя по каждому из товаров рассчитываются некий “вес”, который отвечает за релевантность показа того или иного товара в рекомендациях. Соответственно, посетителю показываются товары с наибольшими такими “весами”. Таким образом натройка того или иного правила увеличивает “вес” и тем самым мы влияем на показ тех или иных товаров.Стоит отметить, что каждое из 3х правил добавляет разные веса: самое сильное влияние на показ оказывает правило “товар-товар”, следующее по силе - “товар - категория”, ну и самое слабое - “категория-категория”. Из этого следует, что если вы решили настроить все три правила, то в начале будут отображаться те, которые относятся к первому правилу (товар-товар), потом идут “товар - категория”, следом будут товары из “категория-категория”, ну и последними будут идти товары, на которые рассчитал алгоритм, но уже без влияния бизнес-правил.

Рассмотрим подробнее каждое из правил.

Товар-товар

В случае использования правила типа товар-товар у нас есть возможность порекомендовать синее ведерко к BMW x5. Какой бы абсурдной не получилась пара, если это работает, почему бы и нет? Таким образом, к каждому товару мы можем настроить до пяти рекомендованных товаров.

Обычно, виджет рекомендаций включает в себя гораздо больше, чем пять товаров, поэтому следующее товарное предложение будет сформировано на основе действующего для этого виджета алгоритма рекомендаций или будет соответствовать следующему по приоритетности правилу: товар-категория.

Товар-категория

Настроив бизнес-правило Товар-категория, к конкретному товару мы можем порекомендовать любой товар из выбранных категорий. Таких категорий также может быть до 5(исходя из практики, 5 связей хватает, чтобы решить до 90% различных бизнес-задач магазина), а непосредственно представленная покупателю выборка будет формироваться в зависимости от популярности этих товаров. Например, к кровати могут быть рекомендованы товары из категорий: матрасы, подушки, одеяла, постельное белье. Но конкретная выборка будет настроена в зависимости от заданного алгоритма, в случае, если это Top offers - то самые популярные товары из этих категорий.

Категория-категория

Но не стоит пугаться большого объема работы, часто, бывает достаточно настроить правило категория-категория, в этом случае достаточно назначить рекомендованные категории к текущей, тогда к категории “велосипеды” могут рекомендоваться товары из категорий “защита”, “аксессуары”, “велобагажники”, при этом, как и во всех других случаях товары из заданных категорий будут подбираться в соответствии с настроенным алгоритмом для этого виджета.

Каждое из правил обладает приоритетностью, это значит, что в случае, если настроены все три правила для одного виджета, первым будет срабатывать правило товар-товар, если для заполнения всего виджета товаров недостаточно, следующее товарное предложение будет подобрано исходя из правила товар - категория, при этом к категории будет применим настроенный алгоритм. Третье правило - категория-категория - будет применимо, если предыдущие правила настроены не для всех товаров из категории. Тогда для товаров, к которым не настроены правила товар-товар или товар-категория, будет применяться правило категория категория.

Пример настройки:

У нас автосалон.

Мы продаем автомобили BMW и Audi.

Для BMW x5 мы хотим рекомендовать синие ведерки.

Для Audi TT - красные спойлеры.

Однако, синих ведерок и красных спойлеров у нас всего по три штуки, поэтому мы не против рекомендовать любые другие ведерки и спойлеры. Таким образом мы получим виджет с тремя синими ведерками и двумя другими ведерками на карточке товара BMW x5, и виджет с тремя красными спойлерами и двумя другими на карточке товара Audi TT. Для остальных машин правило товар-товар или товар категория задано не было. Но было задано правило категория-категория. Поэтому для всех остальных машин BMW - в виджете рекомендаций мы увидим любые ведерки, а для всех Audi - любые спойлеры.

В результате...

Бизнес правила, дают возможность тонко и точно настроить товарное предложение, какой бы сложный и уникальный продукт вы не продавали. Этот инструмент дает возможность формировать наборы, тем самым увеличивая средний чек. Правильная настройка этого инструмента поможет вам продавать больше и быстрее, а значит повысит ваш доход :)

P.S.

В следующем материале мы с вами научимся оценивать эффективность рекомендательных систем. Узнаем какие методы оценки существуют, как настроить отслеживание эффективности и увеличивать рост дохода с помощью этого инструмента.

На всякий случай напомню, если кто-то не успел проверить сайт на эффективность, сделайте это скорее.